Оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков — один из базовых процессов системы управления охраной труда.
Она должна проводиться у всех работодателей, в том числе со статусом "микропредприятие".
Это необходимо для создания безопасных условий работы и уменьшения количества травм на рабочем месте.
Расскажем, как нужно проводить оценку профессионального риска и что будет, если этого не делать.
Понятие профессионального риска и его оценки
Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда здоровью вредными и (или) опасными производственными факторами при исполнении работником обязанностей.
Факторы могут быть самые разные. Например, механические: падение с высоты, уколы, порезы или, например, связанные с микроклиматом — холодом, жарой, высокой влажностью, отчего у человека может ухудшиться самочувствие. Все возможные факторы отрицательного влияния перечислены в пункте 35 Типового положения. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, должен выявить негативные факторы, оценить уровни рисков для каждого работника, предотвратить риски, если можно, или снизить их, если предотвратить нельзя.
Оценка профессиональных рисков на предприятии — это оценивание всей деятельности работника с точки зрения опасности, которой он себя подвергает. Оценивать нужно на вероятность получения травмы и (или) заболевания.
Ответственность работодателя
На предприятии должны быть:
Перечень (реестр) опасностей.
Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска.
Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
Для оценки рисков по охране труда можно пригласить стороннюю организацию, законом это не запрещено.
Оценку рисков по охране труда следует проводить периодически.
Несмотря на отсутствие законного регламента проведения оценки профессионального риска, делать ее нужно.
ШТРАФ (часть 1 статьи 5.27.1 КоАП):
индивидуального предпринимателя на 2 000–5 000 ₽;
юридическое лицо на 50 000–80 000 ₽.
Как управлять профрисками в организации?
Создайте комиссию для оценки профессиональных рисков по охране труда.
Установите, какие есть опасности для всех работников вашей организации.
Идентифицируйте опасности отдельно по каждому работнику.
Оцените, насколько сильно может повлиять на жизнь и здоровье работника та или иная опасность.
Разработайте план мероприятий по снижению уровня рисков и реализуйте его.
Если не хочется возиться со всем этим, обратитесь к НАМ!